嵇康 《遊仙詩》

嵇康 (223 – 262)

《遊仙詩》

遙望山上松,隆谷鬱青蔥。
自遇一何高,獨立迥地雙。
願想遊其下,蹊路絕不通。
王喬棄我去,乘雲駕六龍。
飄遙戲玄圃,黃老路相逢。
授我自然道,曠若發童蒙。
採藥鐘山隅,服食改姿容。
蟬蛻棄穢累,結友家板桐。
臨觴奏九韶,雅歌何邕邕。
長與俗人別,誰能睹其蹤。

ЦЗИ КАН (223 – 262)

БРОЖУ В ГОРАХ НЕБОЖИТЕЛЕЙ

Вдаль смотрю на сосну, что на горе –
Пышен зелёный убор на высокой скале.
Сама забралась сюда, да так высоко,
Стоит одиноко, пара её на земле далеко.

Желаю-хочу под кроной её побродить,
Но тропа так узка – пройти не даёт мне.
Но с Ван Цяо вместе отсюда мы улетим –
Облака оседлав, на шестёрке драконов.

По ветру летим, в саду Небесном резвимся,
По пути повстречались с Хуаном и Лао.
Природы закон они мне открыли единый,
Так ясно, что поймёт и ребёнок малый.

У Чжуншань соберу я целебные травы,
Примешь их и изменится вся наружность.
Как цикада бежит от грязи забот, линяя,
Друзей, что живут на горе Бантун, обрету я.

За кубком, сыграю Девять мелодии Шао,
Изящные песни, о, как же они гармоничны!
Надолго с мирскими людьми расставшись,
Кто-то сможет следы мои после увидеть?

Перевёл с китайского Владимир Самошин.

© Владимир Самошин, 2022.

Гора Тайшань – одна из пяти священных гор даосов.
Ван Цяо (миф.) – небожитель.
Небесный сад, гора Бантун (миф.) – оба в горах Кунлунь.
Хуан и Лао – мифический император Хуан-ди и основоположник даосизма Лао-цзы.
Чжуншань – название гор.
Девять мелодий Шао (миф.) – музыка мифических императоров Шуня и Юя.

嵇康 《遊仙詩》: Один комментарий

  1. Скажу сразу, что перевод этого стихотворения — из разряда «а что, так можно было?». Да нет, нельзя, конечно… Но я, не сумев разрешить очевидное его противоречие, не нашёл ничего лучшего, чем, что называется, «разрубить Гордиев узел». Противоречие же, которое поставило меня в тупик – это седьмая строка оригинала, в которой, совершенно определённо Цзи Кан говорит, что «Ван Цяо, покинув м е н я, (разрядка моя. – В.С.) улетел»: 王喬棄我去, но чуть ниже Цзи Кан пишет, что после того, как ему повстречались Хуан-ди и Лао-цзы, эти два персонажа объяснили е м у (Цзи Кану) естественный закон, которому следует всё во вселенной: 授我自然道. И далее, опять же, совершено определённо Цзи Как говорит о том, что это именно он собирает целебные травы, что это именно он, как цикада, сбрасывающая свою старую «кожу», бежит от грязи мирской, что это именно он завяжет дружбу с обитателями священной горы, что это именно он сыграет девять мелодий Шао, что это именно он надолго расстаётся с людьми… В общем, не сумев разрешить этого противоречия, я, д о л г о думая, заменил в оригинале иероглиф 棄 (покидать, оставлять) на иероглиф 同 (вместе, совместно), чего делать, конечно же, было нельзя. Но, как известно, если нельзя, но очень хочется, то – можно…

Добавить комментарий